У самарского купца Константина Головкина, на его даче, что за городом, зоопарка не найдется. Однако возле дома взору обывателя открывается вид на две гигантские статуи слонов. Эти скульптуры, стоящие на фоне особняка оригинального зодчества, можно наблюдать даже с судна, проплывающего по Волге. Именно поэтому «Дом со слонами» можно считать примечательным во всех отношениях и причисление его к памятникам культуры и истории России – не случайность.
Оригинальность архитектуры особняка заключается в сочетании двух стилистик - модерна и венского сецессиона начала 20 века. Строительство дома под Самарой начато в 1909 г. Здание проектировалось и возводилось самим хозяином дома - потомственным купцом Головкиным и его другом архитектором В. В. Тепфером. Данное строение стало первым в своем роде в России, так как это было единственное здание из бетонных блоков и кирпича. Гигантские животные, охраняющие дом, оригинальные предметы интерьера являются созданием самого купца. Головкин с помощью скульптора В.П. Акимова, на тот момент еще никому не известного начинающего ваятеля, самостоятельно изготавливал фигуры гигантских животных из бетона. Внутри статуи полые.
Головкин был владельцем нескольких магазинов в Самаре, торговал принадлежностями для художников. Владельца дома по праву можно назвать художником, поскольку он успешно организовал 19 выставок своих собственных произведений. Он зарекомендовал себя и как меценат, подаривший Публичному самарскому музею произведения известнейших художников.
Строительство дома с оригинальной архитектурой, а именно необычный проект, вызвало немало споров. Облик дома больше других критиковал художник Подбельский, сравнив строение с моделью игрушки в стиле модерн.
По окончании революции необычный дом был национализирован, как и многие прочие, и становился больницей, детсадом, и даже клубом «Водоканала». Головкин покинул Самару и вместе с родными перебрался в Иркутск для проведения археологической экспедиции. После возвращения спустя несколько лет хозяин дома стал директором филиала Самарского музея, написал много трудов относительно музейного дела.
Революционное прошлое сказалось на обстановке дома. Все предметы интерьера потеряны, выставлять на обзор интересующихся, к сожалению, нечего. Помимо этого, прокладка современных коммуникаций в доме, вызвала негативные последствия для дома, он начал проседать и трескаться. А «Самараводоканал» - владелец оригинального особняка, являющегося культурным наследием, никоим образом не связан с музейной деятельностью и вход посетителям внутрь, к сожалению, не доступен.
Помимо своей оригинальности особняк еще и примечателен легендами. По слухам, в одной из фигур гигантских слонов спрятан проект и фотографии дома. Слонов в тридцатые годы называли примером «буржуазной пошлости» и даже хотели взорвать, но суеверных страх не дал этого сделать.
На территории имения есть и другие скульптуры, носящие в себе легенды. Например, по слухам, девушка, утопившаяся в Волге из-за неразделенной любви, облечена на прилегающей территории владения купца Головкина в виде скульптуры женской фигуры, печально смотрящей на реку. Доподлинно неизвестно, кем была девушка, то ли любовницей купца, получившей отказ в женитьбе, то ли дочерью, покончившей собой, чтобы не вступать в неравный брак. Последнее предположение является не совсем правдоподобным, так как известно, что дочь купца и мецената прожила достаточно долгую жизнь.
Адрес: Самара, ул. Советской армии, 292.
Добраться можно на маршрутных такси №№ 246, 89. Остановка: «НФС».
Территория закрыта для посещений.